Престольный День храма.

Есть в станице Михайловской Сретенская церковь. 15 февраля – Престольный День храма. Понятно, что названа она в честь двунадесятого праздника – Сретения Господня. В церковном году двенадцать особо чтимых праздников, посвященных Господу нашему Иисусу Христу и Его Пречистой Божией Матери. Надо знать, что Пасха не входит в это число, это праздников праздник и торжество торжеств.

Сретение – это встреча. Когда и с Кем происходит это? Когда-то это произошло со старцем Симеоном, которому было обещано Богом, что он не умрет пока не увидит Того, Кто избавит человеческий род от греха. Язвы греха. Это что? А разве болезни, печали, смерть – не язва греха? Кто не задумывался об этом?   И как это постичь? Сердце чувствует, что вот это то, что необходимо. И старец Симеон приходит в храм. Берет на руки Богомладенца Иисуса и говорит, что теперь отпускаешь Ты раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо увидели очи мои Спасителя Твоего, который приготовил всех людей Свет для народов и славу людей Твоих Израиля.

В этот день Церковь вспоминает события, описанные в Евангелии от Луки — встречу со старцем Симеоном младенца Иисуса в иерусалимском храме на сороковой день после Рождества. Праздник установлен в память об описанной в Евангелии от Луки встрече, которая произошла на сороковой день после Рождества Христова. В тот день Дева Мария и праведный Иосиф Обручник принесли младенца Иисуса в Иерусалимский храм, чтобы совершить установленную законом благодарственную жертву Богу за первенца.

По ветхозаветному закону женщине, родившей мальчика, в продолжение 40 дней (а если рождалась девочка — то и все 80) было запрещено входить в храм. Ей также следовало принести Господу благодарственную и очистительную жертву: благодарственную — годовалого ягнёнка, и во оставление грехов — голубку. Если семья была бедной, вместо ягненка жертвовали голубку, и получалось «две горлицы или два птенца голубиных».

Кроме того, если в семье первенцем был мальчик, родители на сороковой день приходили с новорожденным в храм и для обряда посвящения Богу. Это была не просто традиция, а Моисеев закон, установленный в память исхода евреев из Египта — освобождения от четырёхвекового рабства. Чтобы исполнить закон, Пресвятая Дева Мария пришла в храм. Очистительной жертвой Богородицы стали два голубка, поскольку семья была бедной.

По преданию, когда Дева Мария переступила порог храма с младенцем на руках, навстречу ей вышел древний старец.  Звали его Симеон. По-древнееврейски Симеон означает «слышание».

Предание говорит, что Симеон прожил 360 лет. Он был одним из 72 книжников, которые в III веке до н.э. по повелению египетского царя Птолемея II перевели Библию с еврейского на греческий. Когда Симеон переводил книгу пророка Исаии, он увидел слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» и хотел исправить «Дева» (девственница) на «Жена» (женщина). Однако ему явился Ангел и запретил менять слово, обещав, что Симеон не умрёт, пока сам не убедится в исполнении пророчества. Об этом сказано в Евангелии от Луки: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк 2:25-26).

В день Сретения исполнилось то, чего старец ждал всю свою долгую жизнь. Пророчество исполнилось. Старец мог теперь спокойно умереть. Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого.

В VI веке мощи его были перенесены в Константинополь. В 1200 году гроб святого Симеона видел русский паломник — святитель Антоний, будущий архиепископ Новгородский.

Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…». В воспоминание об этом евангельском событии в православном богослужении каждый день звучит Песнь Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши».

В день Сретения в Иерусалимском храме произошла ещё одна встреча. В храме к Богоматери подошла 84-летняя вдова, «дочь Фануилова». Горожане за вдохновенные речи о Боге называли её Анна-пророчица. Она много лет жила и трудилась при храме, «постом и молитвой служа Богу день и ночь» (Лк 2:37 — 38). Анна-пророчица поклонилась новорожденному Христу и вышла из храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, избавителя Израиля. «И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2, 36 — 38).

Сретение Господне относится к древнейшим праздникам христианской Церкви и завершает цикл рождественских праздников. Праздник известен на Востоке с IV века, на Западе — с V века. Самые ранние свидетельства о праздновании Сретения на христианском Востоке относятся к концу IV века. Тогда Сретение в Иерусалиме ещё не было самостоятельным праздником, а называлось «сороковым днём от Богоявления». Сохранились тексты проповедей, что произносили в этот день Святители Кирилл Иерусалимский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и другие известные иерархи. Но до VI века этот праздник совершался не так торжественно.

При императоре Юстиниане (527-565), в 544 году Антиохию поразила моровая язва, уносившая ежедневно несколько тысяч человек. В эти дни одному из христиан было явлено указание совершать празднование Сретения Господня торжественнее. Бедствия действительно прекратились, когда в день Сретения было совершено всенощное бдение и крестный ход. Поэтому Церковь в 544 году установила торжественно праздновать Сретение Господне.

В станице Михайловской с тех пор, когда после долгих лет поругания святыни, храм в 1990 году, хоть и в разрушенном виде, был возвращен христианам и настоятелем был назначен Ваш покорный слуга, всегда очень торжественно отмечается этот день. Есть мнение, что Престольный День для храма – это его вторая Пасха. Поэтому правильно в это время христианину быть в нужном месте – это в Храме.

Духовник СКР
настоятель Сретенской церкви
станицы Михайловской
протоиерей Виктор Дурасов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *